1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.50 (1 Vote)

рисунок 1

Весна, март - эти слова прочно ассоциируются у нас с женским праздником. Но на этот месяц приходится и еще один праздник. Если так можно сказать - профессиональный. Во второй половине марта все прогрессивное человечество от автосервиса отмечает "день шиномонтажника".

 ПОСЧИТАЕМ?

Сезонная смена покрышек из удела счастливчиков, которым повезло достать их в магазине в Южном порту в последние годы перешла в разряд рутинной работы. Всего-то и дел - кинуть покрышки в багажник, отстоять час-другой в очереди, рассчитаться за перемонтаж и балансировку. Стоп. Вот здесь начинается самое интересное. Во-первых, можно ли обойтись без нудного торчания в очереди? Во-вторых, денег на регулярный полугодовой перемонтаж и балансировку надо немало - можно ли обойтись без этих трат? Ответ на оба вопроса однозначный: да, и не только можно, а нужно, просто необходимо!

Любой профессионал-шинник скажет вам, что каждый монтаж колеса, связанный с деформацией и растягиванием покрышки, заметно сокращает ее жизнь. А каждый специалист, связанный с производством колес, добавит, что диск страдает от этой операции не меньше покрышки. Вывод - обзавестись вторым комплектом колес, на которых и держать шины в постоянной боевой готовности.
"Так, - скажет кто-то - Значит, опять выкладывать денежки". Но ведь за визит к шиномонтажнику все равно приходится платить, и потом - давайте подсчитаем, настолько ли уж обременительны эти траты.

Прежде всего определимся с типом колес. Стальные или из легких сплавов. Кованые или литые. С конвейера все автомобили, по крайней мере отечественные, выходят на штампованных стальных колесах. Однако все больше автолюбителей стремятся заменить их легкосплавными. Технология их изготовления обеспечивает несравненно более высокую точность, отсутствие радиальных и осевых биений и лучшую балансировку. Кроме этого, они гораздо легче и надежнее стальных и практически не подвержены деформации. Дороже? Да, дороже. Но благодаря более высокому качеству они не наносят такого вреда элементам подвески - следовательно, служит она дольше и средств на ее поддержание требуется меньше. Они легче стальных и значительно сокращают неподрессоренные массы, что положительно сказывается на динамике и тормозных характеристиках автомобиля. Стало быть, появляются еще две статьи экономии - на бензине и тормозных колодках. 

ВЫБЕРЕМ?

Итак, вы решились на замену стальных штампованных колес алюминиевыми. Прежде всего определите гамму колес, подходящих для вашего автомобиля. В принципе, основная масса автомобилистов большой разницы между литыми и коваными колесами не ощутит. Если вы ездите аккуратно, на средних скоростях и по относительно приличным дорогам, технология производства колеса не играет никакой роли. Главные критерии - дизайн и стоимость. В отличие от мирового рынка, в России цена кованых и литых колес практически одинакова. Литым более свойственны плавные, скругленные линии. Кованым - более строгие: рубленые или граненые. Обращаем ваше внимание, что литые колеса больше подходят для автомобилей с дисковыми тормозами больших размеров. 

Надо обладать определенной долей фантазии, вкуса и пространственного воображения, чтобы представить себе ваш автомобиль с приглянувшимися колесами. Подбором можно изменить облик автомобиля от медлительного представительского VIP-мобиля до спортивного и динамичного. Все большую роль в подборе колес играет их цвет. Одним словом, поле деятельности для людей с фантазией безгранично. Примером удачного дизайна литых колес могут служить модели "DTM", "Profi", "Extrim" московской компании "Прома". Это модели в спортивном агрессивном стиле, в производстве которых широко применяются разноцветные порошковые эмали. А вот компания "Криста" выпускает литые колеса в строгом, классическом стиле, которые из любого "Москвича" могут сделать автомобиль бизнесс-класса. Недаром же колеса "Кристы" стоят на зиловских лимузинах.

Другое дело - если вы любитель экстремальной езды. Здесь именно технология может оказаться решающим фактором. Кованые колеса (правильное название технологии - "объемная штамповка", следовательно, колеса штампованные) легче литых и обладают гораздо меньшим моментом инерции. Если представить себе колесо в виде маховика, то станет понятно, что чем легче маховик, тем меньше энергии требуется, чтобы его раскрутить и в случае надобности моментально остановить. Автомобиль на кованых колесах становится более динамичным, с лучшими разгонными и тормозными характеристиками. Выбирая именно их для своего автомобиля, учтите одну особенность эксплуатации. Как и всякий узел и агрегат, колесо подвержено вибрации. На скоростях, как правило, более 120--130 км/ч, частота собственных колебаний колес с небольшим количеством спиц может войти в резонанс с элементами подвески и кузова. Возникающая при этом вибрация значительно ухудшает устойчивость и управляемость. Если ваш стиль - езда на таких скоростях (гораздо, обратим внимание, выше разрешенных ПДД), вам стоит обзавестись колесами с большим (не менее семи) количеством спиц. Автомобилю на таких колесах по плечу скорости 250--270 км/ч. Общепризнанным лидером в производстве кованых колес считается Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение. Здесь установлены единственные в мире прессы с давлением 20 тысяч тонн. Никакое другое предприятие в мире не располагает таким оборудованием.

И здесь самое время сказать несколько слов о качестве отечественных колес из легких сплавов. Родившись в недрах российской "оборонки", технология их производства заметно опережает возможности многих западных (не говоря уж о дальне- и ближневосточных!) компаний. Если к этому добавить более жесткие требования к их качеству и несравненно более доступные цены, станет очевидным, почему даже некоторые зарубежные автопутешественники стараются "переобуться" в России.

ПОЕХАЛИ!

Итак, выбор сделан. Вы стали обладателем новой "обувки" к лету. Остается усвоить несколько простых, но важных истин, касающихся эксплуатации колес из алюминиевых сплавов. Как можно чаще следите за давлением в шинах. Работая в алюминиевом ободе, они должны принимать на себя и гасить как можно больше колебаний, воспринимаемых от дорожного покрытия. "Подсевшая" или недокаченная шина будет передавать их ободу, тот дальше по цепочке амортизатору и кузову. Последствия езды на колесах с недобранными 0,2 атмосферы может сказаться самым плачевным образом на состоянии всего автомобиля. Вторая причина, по которой контроль давления столь важен - плотность прилегания борта покрышки к закраинам обода. Это место наиболее уязвимо для солей, песка и грязи. Смешиваясь с водой, они формируют абразив, который может за короткое время основательно разрушить алюминий или даже протереть корд.  При переходе на легкосплавные колеса стоит пересмотреть манеру езды. Автомобиль острее реагирует на попадание в трещины и выбоины, которыми так обильно украшены наши дороги. Старайтесь избегать попаданий в ямки и ямы. Преодолевая их, максимально сбрасывайте скорость, тормозите, но не прыгайте в них с заторможенными колесами - пусть прокатятся по препятствию свободно. 

Лучше заботьтесь об амортизаторах. Они являются передаточным звеном между колесом и кузовом. Старые, пустые, пробитые, они не защищают ни то ни другое. Если относительно мягкие стальные колеса способны воспринимать на себя часть деформации, то алюминиевые, более жесткие, передают основную часть нагрузки кузову через неработающие амортизаторы.

Не стоит возлагать больших надежд на ремонт алюминиевых колес. Допустим, на диске обнаружилась трещина. Вы уверены, что она появилась в результате удара и вы точно определили ее границы? А если причина ее возникновения - микрораковины в теле колеса, не выдержавшие нагрузки? Допустим, вы все же решились заварить ее в среде аргона. Но во время такого ремонта, во-первых, локально меняется состав сплава, а во-вторых, нагрев неизбежно приводит к деформации колеса. А кто контролирует и гарантирует качество? Новое колесо обязательно должно иметь сертификат - а где его взять в мастерской? Подумайте, стоит ли рисковать головой из-за нескольких сотен рублей, сэкономленных на замене мятого колеса. 

Кажется, мы рассмотрели все вопросы, связанные с производством, выбором и эксплуатацией колес из алюминиевых сплавов. Остается пожелать нашим читателям удачной покупки и легких путей-дорог.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О проекте

Материалы, которые вы прочтете на этом сайте, уникальны хотя бы потому, что ранее они не появлялись в интернете. Главным образом, это коллективный труд большой группы журналистов, специализирующихся на автомобильной тематике и работавших под моим началом в самых разных автомобильных изданиях на протяжении десятка лет. Думаю, здесь вы найдете много любопытного и полезного для себя.
С уважением к читателям и авторам, работавшим со мной, и к тем из них, кого уже нет,
Марат Абдуллаев, ака dunduk-culinar.ru