1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 3.17 (3 Votes)

Со всемирного форума молодых дизайнеров в Форцхейме

Господствовавшая в недавнем прошлом тенденция сделать автомобиль максимально универсальным медленно, но верно меняется на обеспечение запросов конкретного индивидуума. Каждому, понятно, не угодишь, но разбить автомобилистов на группы «по интересам» вполне возможно, что и делают ведущие производители, расширяя свои производственные программы. Иные, унифицируя платформы, добились того, что на базе одной, в сущности, модели выпускается добрых два десятка совершенно разных машин. И это отнюдь не предел персонификации, если взглянуть на работы прошедшего в университете немецкого города Форцхейм Всемирного форума молодых дизайнеров.


В рамках этого форума под эгидой крупнейшего европейского журнала «Авто Мотор унд Шпорт» состоялся финальный этап конкурса на лучший студенческий проект автомобиля будущего. Да не введет никого в заблуждение «школярский» уровень мероприятия – в состав жюри входили главные дизайнеры «Фольксвагена», «Мерседеса» и «Форда», член совета директоров ведущего производителя автомобильных климатических установок «Вебасто» и ректор факультета транспортного дизайна принимающего университета. Такие люди на пустяки не отвлекаются, к их мнению прислушиваюся, а в непредвзятости решения никто не усомнится.


Несмотря на участие в конкурсе представителей таких «кузниц кадров» для лидеров мирового автопрома, как «Арт Центр Колледж»    из Пасадены или Высшей школы дизайна из английского Ньюкасла, победил на форуме проект «Трайб», подготовленный в университете австралийского штата Виктория. Диковинные внешний вид и окраска «Трайба», по словам его авторов, объясняется тем, что они навеяны предметами прикладного искусства аборигенов; на косвенную причастность «дикарей» к студенческому творчеству указывает и название, переводимое как «Племя», «Клан». Необычна и компоновочная схема – автомобиль, походя на седан, по сути является минивэном. Салон у него шестиместный, все пассажирские сиденья имеют индивидуальные регулировки (передние поворачиваются на 180 градусов), установлены на рельсах, что позволяет их перемещать вдоль пола, и легко демонтируются. А водительское сиденье установлено в центре и выдвинуто вперед для обеспечения упоминавшейся выше «персонификации». Доступ в салон осуществляется через единственную дверь с откидывающимися вверх и вниз половинками – выглядит эффектно, но не бесспорно с точки зрения удобства. Ну а в качестве силовой установки предлагается использовать работающие на метане топливные ячейки – это и реверанс в сторону «зеленых», и подтверждение того, что «Трайб» родом с «зеленого континента».

Дизайн "Трайба" навеян творчеством австралийских аборигенов.
В  номинации «Лучший интерьер» победили студенты Токийского университета искусств. Перед ними не ставилось задачи создать проект полноценного автомобиля, поэтому их «Нагоми Пис» больше похож не на автономное транспортное средство, а на жилой прицеп. Собственно говоря, только в таком качестве показанный в Форцхейме макет и имеет перспективы. Ведь он представляет собой поставленный на колеса миниатюрный японский домик с раздвижными бамбуковыми дверями, плетеным тростниковым татами на полу, полным набором посуды для чайной церемонии   и даже каменной жаровней. Управлять автомобилем сидя на коленях невозможно, зато любоваться цветущей сакурой из стилизованного под дом фургончика с чашкой чая или подогретого саке (последнее, по статистике, случается гораздо чаще ) – вполне.

В "Нагоми Пис" по мнению молодого дизайнера Ко Такайя, японец должен чувствовать себя как дома.

"Домик тыквы" Ихиро Ямасаки (Токийский университет)
Если «Трайб» или «Нагоми Пис», несмотря на очевидную экстравагантность заложенных в них идей, рассчитаны все же на широкие слои потребителей, то немецкая «Калва», получившая первый приз за дизайн, предназначена для законченных индивидуалистов. Спору нет, выглядит концепция эффектно, однако изюминка ее - не во внешности, а в конструкции кузова, похожего на игрушку-трансформер. Финансировала постройку «Калвы» одноименная фирма, строящая в Германии львиную долю стоянок и гаражей и кровно заинтересованная в создании максимума парковочных мест на минимуме пространства. К выполнению этого своего рода «социального заказа» в Форцхейме подошли нетривиально – вместо того чтобы уменьшать общие габариты, студенты минимизировали занимаемую «Калвой» площадь на стоянке. Для этого передние управляемые колеса вместе с обтекателями сдвигаются вдоль бортов, а заднее ведущее колесо задвигается в нишу непосредственно в кузове. Выбранная схема заставила попотеть над обеспечением безопасности - ведь пришлось выступающие «рога» делать сминаемыми, а водительское место оснащать надувной подушкой, срабатывающей и при сильном фронтальном ударе, и при наезде на жесткое препятствие (мотоцикл, столб), прошедшее между колес.

"Калва" способна складываться как игрушка-трансформер и экономить место на стоянке.
Студенты из Форцхейма представили и солидную внеконкурсную коллекцию во главе с тоже одноместной «Капсулой», водитель которой вообще отгорожен от внешнего мира. Окружающую действительность он воспринимает по картинкам, транслируемым видеокамерами кругового обзора на панорамный дисплей, установленный в совершенно непрозрачном колпаке. Можно бы «индивидуальней», да некуда. Однако время уже показало, что так называемые монопосто – это тупиковая ветвь развития автомобилестроения, плодоносящая только благодаря меценатам и членам жюри, благосклонно взирающим с Олимпа на юношеский максимализм. Профессура требует более трезвых проектов, но вовсе не связывает студентам руки. Пусть себе делают хоть «Бентли» в стиле спорт-прототипов, хоть «Мазду МХ5 Некст Дженерейшн», похожую на довоенные гоночные болиды, хоть багги, вопреки всякой логике, со стеклянной крышей – чем бы дитя ни тешилось, лишь бы мастерства набиралось.

Мазду МХ5 оборудовали отводами довоенных гоночных болидов.


Фото Уриха Пауэра  и Андреаса Висака.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О проекте

Материалы, которые вы прочтете на этом сайте, уникальны хотя бы потому, что ранее они не появлялись в интернете. Главным образом, это коллективный труд большой группы журналистов, специализирующихся на автомобильной тематике и работавших под моим началом в самых разных автомобильных изданиях на протяжении десятка лет. Думаю, здесь вы найдете много любопытного и полезного для себя.
С уважением к читателям и авторам, работавшим со мной, и к тем из них, кого уже нет,
Марат Абдуллаев, ака dunduk-culinar.ru