1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (2 Votes)

Рисунок 1 к статье Бензин: бочка одна - краны разные

   Бензин сродни водке. Потребляют его в России много и регулярно. И, что характерно, и алкоголики, и автолюбители - все слывут отчаянными знатоками. Тульская (московская, подмосковная, питерская и т.д.) водка лучше! Чем? Вкуснее, прозрачнее, чище, крепче, в конце концов. Хотя водка, в принципе, должна быть везде одинаковая - делается по одному ГОСТу. Если, конечно, на заводе...

Та же история с бензином. Попробуйте убедить постоянного клиента ТНК, что заправляться лучше на "Лукойле". Пожалеете, что ввязались в разговор. Вас сровняют с землей, если не сказать хуже. Доводы убийственные. Мол, залил однажды на "Лукойле" полный бак, а потом на следующее утро не завелся, свечи покраснели, в баке вода и т.д. Завсегдатаи "Лукойла" обязательно расскажут о бензине с ТНК что-нибудь пострашнее. Если все это чистая правда, то заправляться вообще нельзя нигде. Топливо надо делать дома в мензурке либо покупать за границей.

Испортился по дороге

    Есть ли разница между бензином от "Сибнефти", "Юкоса", "Славнефти" и других крупных компаний? Эксперт Всероссийского НИИ по переработке нефти Вячеслав Емельянов на этот вопрос отвечает однозначно: "Для потребителя никакой разницы нет. Все 24 российских завода делают одинаковый бензин. На каждом предприятии, кроме своего ОТК, есть еще и так называемый военный представитель, который следит за тем, чтобы топливо, которое идет для нужд армии, было качественным. Армейские поставки берутся из общего котла, поэтому сомневаться в соблюдении ГОСТа в целом не приходится".
Откуда же недовольство? Вячеслав Емельянов уверен, что "порчу" наводят средства доставки и хранения топлива. История та же, что и с водой. В водохранилищах она чистейшая, а пока доберется до крана - в ней уже масса примесей: железо (от ржавых труб), нефтепродукты (просачиваясь сквозь почву, попадают в прохудившийся водопровод), тяжелые металлы (проникают также через почву особенно вблизи вредных производств), различная взвесь и тому подобное. В итоге потребитель вынужден покупать фильтр и ругать водоснабжение.
   Вернемся к бензину. При советской власти железнодорожные цистерны чистили "под тряпку". Теперь - как придется. Бензин может попасть в цистерну, где недавно везли... мазут. Причем нередко остаток мазута даже не сливают! Таким же образом 95-й может случайно смешаться с остатками 76-го или солярки. На нефтебазах и бензоколонках емкости тоже не всегда идеальны. В топливо попадают вода и взвешенные частицы. Вода оседает на дно резервуара. Для ее отвода есть специальный дренаж, но он может оказаться неисправным. Вот потребитель и ругает конечный продукт. Если бы бензином заправлялись прямо у ворот нефтеперерабатывающего завода, проблемы бы не возникло.

Джоббер против джоббера

   Если мы видим перед собой заправку с эмблемой известной нефтяной компании, то доверия к ней больше, чем к безымянной. Однако множество "именитых" заправок - это те же частники, только пользующиеся солидной торговой маркой. Их называют джобберами. Заключив договор, "частник" получает возможность "перекрасить" АЗС в цвета нефтяного концерна. Взамен он гарантирует, что будет покупать бензин только у него. Особняком стоит лишь "Татнефть", которая никому не позволяет использовать ее торговый знак. Все заправки под именем "Татнефть" принадлежат исключительно самой компании.
   Схема франчайзинга проста и взаимовыгодна, но слишком уж велико желание некоторых владельцев АЗС "подзаработать". Случается, джобберы покупают бензин подешевле, на стороне. Зная об этом, нефтяные компании устраивают им регулярные проверки. По словам пресс-секретаря "Лукойла" Дмитрия Долгова, за год из 100 джобберов 20 были лишены права использовать фирменный знак компании. С прошлого года бензин от "Лукойла" начали окрашивать в различные цвета. Правда, в Москву цветной бензин не поставляется - только в регионы, в основном в Пермь, Волгоград, Нижний Новгород и Ухту. Здесь отличить "родной" бензин от стороннего не составляет труда. И все равно компания несколько раз в месяц проверяет своих партнеров. На Украине (где у "Лукойла" также много джобберов) проверки по договору с компанией проводит международное экспертное общество "Бюро Веритас".
  "Бритиш Петролеум" отбирает пробы на каждой стадии поставки топлива: от железнодорожной цистерны и резервуара нефтебазы до пистолета на заправке. Если есть жалоба на качество топлива "БиПи", то немедленно берется проба и посылается на анализ в независимую лабораторию. Претензии рассматривает специальный отдел в центральном офисе компании.
   ТНК тоже не отстает и с недавнего времени приобрела сеть передвижных лабораторий, которые берут пробы в Москве, Рязани, Туле, Калуге, Курске, Оренбурге и Карелии. Серьезно проштрафившихся джобберов без колебания лишают права пользоваться знаком ТНК. Плюс к этому открыта горячая линия, дозвонившись по которой, можно потребовать проверить качество на любой заправке сети.
   Под контролем не только джобберы. Компания "Татнефть" берет пробы два раза в месяц на собственных заправках. Казалось бы, к чему такая осторожность - ведь бензин же свой. По словам руководителя службы контроля ЗАО "Татнефть-Москва" Фарида Гарифуллина, причина все в той же транспортировке. Топливо сначала поступает на нефтебазу, которая "Татнефти" не принадлежит. Значит, могут возникнуть проблемы.

Чисто по-человечески

   В общем, АЗС, работающие под торговой маркой известных нефтяных компаний, максимально безопасны... в теории. Поскольку, несмотря на всю заботу и контроль, в дело нет-нет, да и вмешивается старый добрый человеческий фактор. Именно поэтому время от времени у автомобилистов возникают проблемы и они перестают заезжать на излюбленную бензоколонку, переходя к конкурирующим АЗС.
   Холод на нашей территории царит большую часть времени, и поэтому автовладельцам особенно досаждает проблемный зимний пуск. Часто винят в нем бензин. И не напрасно. В России есть отдельный ГОСТ, устанавливающий шесть различных типов испаряемости для бензина (каждый из которых предназначен для определенных температур). К сожалению, ГОСТ этот не всегда соблюдается, поскольку из одного теплого региона бензин могут поставлять в холодный. Либо запасы летнего топлива - распродавать в зимнее время. С этим могут столкнуться и клиенты "именитых" колонок.
  Кроме того, возникают проблемы и с качеством высокооктановых бензинов. К примеру, на московском НПЗ АИ-98 не выпускают. Однако в столице дефицита нет. Зато добрый десяток небольших фирм (это только по официальной статистике) в Москве и области делают 98-й и поставляют джобберам. Вячеслав Емельянов из ВНИИНП уверен, что при соблюдении технологии можно получить вполне качественный 98-й - просто смешав 95-й с присадкой МТБЭ в нужной пропорции. Однако если в исходном 95-м уже есть МТБЭ, то качество серьезно пострадает. А на малых предприятиях не всегда контролируют качество исходного сырья.

Доверяй, но проверяй

   Итак, доверять можно топливу, которое не плескалось в грязной цистерне, хранилось на чистой нефтебазе и поступило на честную колонку. И, естественно, оно должно соответствовать определенному температурному режиму, чтобы мотор легко заводился зимой и летом. К сожалению, этот идеал в российских условиях - редкость.
   Вместо поиска "самого лучшего" бензина с какого-либо понравившегося вам НПЗ лучше заняться подбором солидной бензоколонки. Если владелец АЗС уважает клиента, то не станет на нем экономить. Недавно довелось заехать на АЗС с эмблемой ТНК, что на 25-м километре Минского шоссе. Подобных заправок в столице и области несметное количество, однако только здесь оказался бесплатный туалет и телефон. На заправке "Славнефть" в Щелково несколько раз в год разыгрывается автомобиль. Вряд ли владелецы этих АЗС будут пичкать клиента "леваком".
   Определить уровень солидности той или иной колонки можно и по другим признакам. Если вы заметили, что топливо заливается слишком долго (исправная колонка закачает полный бак меньше чем за минуту) - виноват засорившийся фильтр. Выходит, владелец за этим не следит. Значит, способен и на другие оплошности.
   Если бензин вам отпускают в то же самое время, когда сливается бензовоз, то дорогу сюда лучше забыть. Топливо должно сначала отстояться, а уж затем его можно продавать. Иначе со дна емкостей поднимается взвесь.

Откуда бодяга?

   Самопальный бензин изготавливается двумя способами. При первом исходным сырьем служит АИ-76. В него добавляют различные ферросодержащие присадки. В итоге получают 92-й или 95-й. При этом самопальщики, как правило, льют присадки без всякой меры. Отсюда - детонация, отсутствие тяги и прочие прелести.
   Второй способ более варварский. В качестве сырья берется прямогонный бензин, либо газоконденсат, либо продукт пиролизного производства. С помощью тех же присадок на выходе получают нужное октановое число.
Интересно, что настоящий и поддельный бензин практически не отличаются по своим выходным параметрам. И тот и другой могут полностью соответствовать ГОСТу, однако в двигателе будут вести себя совершенно по-разному. Если при производстве топлива не была соблюдена технология, то автомобиль на нем, увы, нормально не поедет.
   "Паленый" бензин изготавливают там, где есть емкости для его хранения. Обычно это нефтехранилища при заводах или автобазах. Главный инструмент - весло, которым смешивают присадки с исходным сырьем. Потому и прозвали подобную технологию "весельной".
   На наш рынок попадает не только поддельный бензин, но и просроченный. Продают его военные. В каждой крупной части есть стратегические запасы, которые с течением времени нужно утилизировать. Это дорого. Да и зачем перерабатывать, если можно заработать? И топливо продают. Как-то своими глазами наблюдал картину. На Ярославском шоссе к АЗС подъехал человек в форме подполковника и, не стесняясь очереди, прямо в окошко оператору заявил: "Есть три тонны 76-го. Возьмешь?" Предлагал он, конечно, не бодягу, но и не полноценный продукт.
   Если вы по несчастью заправились чем-либо подобным, есть вполне реальная возможность вернуть деньги и возместить убытки. Не так давно не посчастливилось залить в подмосковной Ивантеевке 30 литров 92-го. Уже по дороге на работу по поведению автомобиля понял: бензин явно некондиционный. Вместо редакции заехал в Моснефтеинспекцию и пожаловался (журналистом, кстати, не представлялся). Проверка показала, что вместо 92-го была залита жижа с октановым числом около 80. Инспекторы сами (!) передали мои координаты владельцу бензоколонки. Через несколько дней он позвонил, извинился и предложил оплатить убытки. К счастью, бодяга оказалась съедобной и никаких проблем автомобиля не вызвала. Оставался моральный ущерб, который владелец АЗС оценил в 100 литров бензина. Я согласился. Вполне понятно, почему он сдувал с меня пылинки, - ведь двух обращений в Нефтеинспекцию достаточно, чтобы отозвать у АЗС лицензию...
  Исторически сложилось так, что в каждом регионе главенствует одна из крупных нефтяных компаний, та, что владеет близлежащим нефтеперерабатывающим заводом. В Санкт-Петербурге - "Сургутнефтегаз", в Сызрани - "Юкос", в Ярославле - "Славнефть", в Перми - "Лукойл", в Рязани - ТНК. Естественно, что со своих местных заводов конкурирующим организациям они топливо не отпускают - только мелким автозаправочным фирмам. Приходится ТНК везти свое топливо из Рязани в Екатеринбург, а "Сургутнефтегазу" - из Питера в Москву.
Акциями столичного НПЗ владеют "Сибнефть" и "Татнефть". Вместе с тем на московском рынке можно встретить бензин совершенно разных компаний. Везут из Рязани, Уфы, Ярославля и т.д. "Лукойл" и вовсе строит сеть своих нефтехранилищ, которые буквально окружат столицу со всех сторон света - уж очень здесь рынок емкий. Остается надеяться, что конкуренция "выплеснется" в регионы и хозяйствующую в Омске "Сибнефть" начнет "подпирать", к примеру, "Юкос". И тогда, возможно, конкуренция поможет качеству. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О проекте

Материалы, которые вы прочтете на этом сайте, уникальны хотя бы потому, что ранее они не появлялись в интернете. Главным образом, это коллективный труд большой группы журналистов, специализирующихся на автомобильной тематике и работавших под моим началом в самых разных автомобильных изданиях на протяжении десятка лет. Думаю, здесь вы найдете много любопытного и полезного для себя.
С уважением к читателям и авторам, работавшим со мной, и к тем из них, кого уже нет,
Марат Абдуллаев, ака dunduk-culinar.ru