1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.50 (1 Vote)

рисунок 1

Машина не всегда ведет себя предсказуемо,но действия водителя должны быть не просто предсказуемыми, а тщательно выверенными, безупречно точными. Только так можно свести к минимуму риск дорожно-транспортного происшествия. Особенно, если на дворе зима, а дороги, как у нас это обычно бывает, покрыты снегом и льдом.

Перестроения из ряда в ряд без изменения коэффициента сцепления шин с покрытием, как правило, создают проблемы только для начинающих. Им трудно оценить расстояние между своим и соседним автомобилем. А ведь чтобы перестроиться, скажем, в соседнюю полосу, нужно определить дистанцию между едущим транспортом, рассчитать скорость машин: вашей, той, перед которой надо перестроиться, и той, за которой придется "влезать". С опытом это все приходит: умелый водитель начинает маневрировать, как только минует багажник проезжающего автомобиля. Новички зачастую вынуждены долго примериваться, прежде чем попасть в нужный ряд, замедляют, а то и вовсе останавливают движение в своем, заставляют тормозить машину, перед которой перестраиваются. Тут только один совет: лучше перестраховаться. Не прыгать очертя голову в соседний ряд, чтобы не показаться "чайником", - это грозит большими неприятностями. А лучше помахать рукой водителю машины, перед которой вы хотите оказаться. Доброжелательно продемонстрировать ему свои намерения, так сказать, попросить разрешения на маневр. Ну и пусть он примет вас за неумеху - зато пропустит впереди себя без конфликта, а значит, безопасно.

При перестроении из ряда в ряд - те же советы, что и при обгоне: оказавшись в нужной полосе, как можно скорее вливайтесь в поток, подстраивайтесь под его скорость. Старайтесь, чтобы машинам за вами не пришлось тормозить. Не становитесь помехой, ведите себя предсказуемо, не забывая включать указатели поворотов. Вот, пожалуй, и все нехитрые рекомендации. Но - только для движения по дороге с твердым сухим покрытием.


Если говорить о маневрировании на скользком покрытии, когда меняется коэффициент сцепления шин с дорогой, то тут требуется настоящее водительское мастерство. С опытом оно приходит далеко не всегда. Чтобы научиться управлять машиной в экстремальных условиях, нужно пройти специальное обучение, желательно на курсах по контраварийной подготовке, а потом регулярно вспоминать навыки, занимаясь на автодроме или хотя бы на пустынной загородной дороге, крепком льду озера и пр. Обучать со страниц журнала, например, управляемому заносу - дело абсолютно бессмысленное и, наверное, глупое. Но предостеречь водителей , которые рискуют оказаться за рулем неуправляемой машины, необходимо.


Итак, какие нештатные ситуации подстерегают водителя на дороге при изменении коэффициента сцепления?


Первая - снос передней оси. Когда на скользкой дороге вы пытаетесь повернуть руль, а автомобиль продолжает ехать прямо - это он и есть. Машина, не реагируя на попытки водителя вернуться в свою полосу, с повернутыми в сторону колесами несется вперед. Вращение колес только уменьшает сцепные свойства шин автомобиля с покрытием, поэтому, если добавить "газу", снос не только не прекратится, а усилится - машина дальше будет нестись в прямолинейном скольжении. Что делать водителю в такой ситуации? Сносы передней оси автомобиля убираются торможением. Способов торможения может быть много, наихудший из них - давить, не отпуская, педаль "газа" в пол. А вот прерывистому торможению - торможению двигателем - нужно научиться обязательно.

Второй вид потери управляемости автомобиля - занос. При нем задняя ось машины резко отклоняется от заданной траектории движения. Автомобиль начинает вращаться, не реагируя на обычные действия водителя. Занос может быть вызван: не соответствующим скорости поворотом руля на излишне большой угол; торможением двигателем или даже переключением передач (когда скорость вращения ведущих колес не совпадает со скоростью вращения ведомых); резким увеличением подачи "газа" (для заднеприводных автомобилей, или полноприводных чаще характерен снос обеих осей). Как поступать при возникновении заноса, наверное, слышали все: "руль - в сторону заноса". Ситуация нейтрализуется рулением (скорость его должна быть равной скорости заноса или превышать ее) и подачей "газа" (на переднеприводных - увеличением "газа", на заднеприводных - прекращением его подачи).


При смене коэффициента сцепления на переднеприводных автомобилях лучше чуть- чуть сбрасывать "газ". В одном случае (изменение покрытия со льда на снег) для того, чтобы был запас мощности, позволяющий в случае необходимости вытянуть автомобиль из заноса. В другом (снег-лед) - чтобы нейтрализовать снос машины на больший радиус.


На полноприводниках нельзя резко увеличивать подачу "газа", чтобы не сорвать автомобиль в скольжение на двух осях.


На передне- и полноприводных машинах все действия водителя должны быть заблаговременно опережающими. Входить в поворот надо, предварительно снизив скорость. А на полном приводе и "газ" резко открывать нельзя - только с выровненными колесами!


Да, возможно, кто-то, прочитав эти строки, скажет: что-то уж слишком мы все усложняем. Ездил себе, не умничая, и ни в какие сносы-заносы не попадал.
И хорошо! Только надо, чтобы беспроблемная езда была осознанной, а не случайной. Чтобы водитель сохранял управляемость автомобилем благодаря своей осторожности и знаниям, а не из-за везения. И поэтому
все-таки надо научиться чувствовать автомобиль и управлять им в любой экстремальной ситуации. К тому же это - непередаваемое удовольствие!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О проекте

Материалы, которые вы прочтете на этом сайте, уникальны хотя бы потому, что ранее они не появлялись в интернете. Главным образом, это коллективный труд большой группы журналистов, специализирующихся на автомобильной тематике и работавших под моим началом в самых разных автомобильных изданиях на протяжении десятка лет. Думаю, здесь вы найдете много любопытного и полезного для себя.
С уважением к читателям и авторам, работавшим со мной, и к тем из них, кого уже нет,
Марат Абдуллаев, ака dunduk-culinar.ru