1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Свой автобизнес: абсолютно бескровная разборка

 рисунок 1

Александр никогда всерьез не помышлял о собственном деле. Не потому, что хватало денег на жизнь и, конечно, не потому, что он исповедовал принцип "не в деньгах счастье". Нужно было, во-первых, знать, что такое бизнес и обладать некоторыми экономическими познаниями. Во-вторых, четко представлять, на чем делать этот бизнес. В третьих, что, собственно, всегда отпугивает так и не состоявшихся предпринимателей, сопутствующая собственному делу проблема стартового капитала, бандитской "крыши" и чиновничьих поборов.

 Идея

Все решил случай. Однажды в старенький "Опель Омега" Александра въехал грузовик. Обе дверки по правой стороне кузова оказались вмятыми в салон. Стекла рассыпались в дым. Разумеется, накрылись механизмы стеклоподъемников, петли, детали внутренней обшивки. Деформировавшаяся средняя стойка "повела" за собой крышу...

Словом, ремонт предстоял серьезный: тогда, в 2003 году, запчасти нужно было в основном заказывать, а те что имелись в наличие у дилеров, стоили баснословных денег. Поразмыслив, Александр принял, возможно, не самое лучшее решение - купить аналогичную модель, тоже побывавшую в аварии, и использовать ее в качестве донора для восстановления своей. 

Несколько объявлений в газету "Из рук в руки" примерно через месяц дали результат. Точно такой же "Опель" был не только основательно разбит, но даже не успел пройти таможенную очистку. Сошлись с продавцом на двух тысячах долларов. Свою "Омегу" Александр Николаевич временно поселил во дворе, а купленную затащил в гараж и начал разбирать. Однако в какой-то момент, демонтировав практически полмашины, Александр отказался от первоначальных планов и объявил "технический перерыв".

Маркетинг

К тому времени рынок подержанных автомобилей худо-бедно, но сформировался. Машин, конечно, было не столько, сколько сейчас, но почти 300 тысяч ежегодно прибывающих из-за границы иномарок уже позволяли судить о состоянии спроса и предложения. Благо, были специализированные газеты и журналы, да и Интернет позволял черпать информацию по купле-продаже машин и запасных частей. Александр довольно быстро "вычислил", что в иномарочной среде существует "сэконд-хэнд" массовый и "сэконд-хэнд", так сказать, штучный. В невообразимом количестве "японцев", "немцев" и "американцев" (на дворе, напомним, стоял 2003 год) "французы", "итальянцы" и прочие шведы просто растворялись. "Англичан" с их "Ягуарами" и "Роверами" и вовсе трудно было разглядеть. Еще он понял, что массовый "сэконд-хэнд" в свою очередь четко подразделяется на модели, с которыми стоит ему иметь дело, а с которыми и нет.

"Японцев" он решил оставить Дальнему Востоку, потому что они "грешили" техническими сложностями, к тому же возникали проблемы с взаимозаменяемостью деталей. "Американцев" - отбросил в сторону: он плохо их знал, да и отдаленность страны-производителя не прельщала. Оставались "немцы", над которыми предстояло основательно поломать голову - любимые народом марки были представлены практически в одинаковых, массовых, пропорциях. Весьма заманчиво выглядел "Мерседес", тот, что в "124-м" кузове. По тогдашнему раскладу на него приходилось до 60 процентов подержанных "Мерседесов". Рыночная масса, сложившиеся стереотипы по поводу "неубиваемости" этих машин, дороговизна запчастей - все говорило о том, что "это то, что нужно". А "БМВ"? "Трешки" в допотопных кузовах, ранние "пятерки", на которые после бандитов пересели люди со скромным достатком, туманная юридическая и таможенная "родословная" большинства подержаных машин, сулящая их перекупку по-дешевке? 

А "Ауди", "сотка", например, в "44-м" кузове или популярная, а оттого и наиболее угоняемая "восьмидесятая"?.. А "Фольксваген" с его тремя "Гольфами" и "Пассатом"? Словом, голова кругом.

Правда, приоритеты определились быстро, с помощью интернетовского mobile.de. Оказалось, что окупать перечисленные марки в той же Германии с последующей перегонкой и разбором на запчасти было делом бессмысленным. Бюргеры и сами высоко оценивали "Мерседесы" и "БМВ". А вот "Опель", причем, именно "Омега", а конкретнее - "Омега А" (она выпускалась до 1994 года), подходил по всем статьям. Автомобиль большой, технически несложный, в то же время очень технологичный. Взаимозаменяемость компонентов по модификациям - чуть ли не стопроцентная. Машин - море. Цены - более чем умеренные.

Психология

Как вы уже догадались, в качестве "своего дела" Александр Николаевич избрал банальную нынче "разборку". Это когда автомобиль распродается по частям и, собственно, прекращает свое существование. Ничего особо нового в этом бизнесе нет. Он хорошо развит в той же Европе, хотя и отличается от российского варианта существенными нюансами, но зато и резоны среднестатистического российского покупателя несколько иные, чем европейского. Ведь что такое, скажем так, хорошо подержанная иномарка в нашем понимании? Это относительно комфортабельное, относительно безопасное и относительно недорогое транспортное средство. Его покупают, как правило, люди со средним достатком, которого с лихвой хватает на новые "Жигули", но никогда не хватит на ту же иномарку, как если б она была с иголочки. Ремонтные работы "легкой и средней тяжести" человеку, у которого есть руки, вполне по плечу. Но запчасти, новые, конечно, включая "мелочевку", не являющейся ответственной за безопасность езды, порою превышают стоимость самого автомобиля. К кому в таком случае пойдет владелец подержанного автомобиля? К тому, кто предложит недорогую запчасть. А недорогой она может быть только в одном случае - побывавшей, так сказать, в употреблении. То есть, снятой с другой машины.

Тактика

Мысленно разбирая по частям оба своих битых "Опеля", Александр четко представлял, какую деталь можно отложить на воображаемую складскую полку с последующей ее реализацией, а какую без сожаления выбросить. Из оставшихся какие-то предстояло отодвинуть на дальнюю полку в силу не очень активного спроса, какие-то на ближнюю - что быстрее "уйдет".  Вопросы "ценообразования" планировалось решать по ходу дела, избрав в качестве ориентира цены на аналогичные, но новые запчасти, но с существенным демпингом. В конечном итоге все должна была решать "договоренность сторон", с той лишь оговоркой, чтобы окупались затраты и что-то еще оставалось на жизнь. Запчасти с первых двух "Омег" Александр распродал частным порядком, дав объявления. Если не считать не востребованные с дальней полки обе приборные доски, а также номерные детали, которые и не планировались к реализации, оба "Опеля" разошлись без остатка в течении трех месяцев. На свалку ушли обрезки каркаса кузовов и покалеченные кузовные детали, один глушитель, кое-какая моторная мелочь и прочий по сути мусор. Выручка составила около 6 тысяч долларов, из которых меньше половины ушло на покупку и доставку из Литвы еще двух машин.

Дело просило, так сказать более широкой основы. Во-первых, должно было быть место, где можно полноценно осуществлять разборку, соответствующее оборудование и инструменты, помещение под склад. Наконец, помощники. Во-вторых, следовало отладить каналы поставок подержанных машин. Везти из Германии битую рухлядь было совершенно невыгодно. Пусть старенькая, хорошо поездившая машина (с пробегом за 150 тысяч километров) все же добирается до Москвы своим ходом. Без таможни (зачем она автомобилю, который не предполагается эксплуатировать?), с сопутствующими накладными расходами (покупки решено было осуществлять все же через Литву) машина обходилась в среднем в 1200-1300 долларов. Выручка от реализации ее по частям предполагалась в размере 3500-4000, чистый доход - не более 500 долларов на автомобиль. Вскоре Александр пришел к неожиданному выводу: люди, набившие руку на разборке машины, смогут ее без труда и собрать - иными словами заниматься сервисными работами по определенной марке, частично пользуясь при этом существующим складом подержанных запчастей. А кто мешает в последующем открыть при сервисе маленький магазинчик по торговле новенькими расходными материалами, которых никогда ни на какой разборке не найдешь? В общем-то сейчас "хозяйство" Александра так и выглядит: в арендованных под склады и ремонтную зону помещениях трудится народ, есть, разумеется, нормальная бухгалтерия и миниатюрный магазин. И есть свои коммерческие тайны, известные и понятные многим российским предпринимателям средней руки. Однако он не считает, что "капиталистом" нужно родиться. "Заняться делом", в принципе, может любой, понимающий что легких денег не бывает. А на "нет" денег не будет никаких - ни легких, ни тяжелых.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О проекте

Материалы, которые вы прочтете на этом сайте, уникальны хотя бы потому, что ранее они не появлялись в интернете. Главным образом, это коллективный труд большой группы журналистов, специализирующихся на автомобильной тематике и работавших под моим началом в самых разных автомобильных изданиях на протяжении десятка лет. Думаю, здесь вы найдете много любопытного и полезного для себя.
С уважением к читателям и авторам, работавшим со мной, и к тем из них, кого уже нет,
Марат Абдуллаев, ака dunduk-culinar.ru