1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.50 (1 Vote)

рисунок 1

Когда в одном и том же месте меня дважды остановил инспектор ГИБДД и при этом его алкотестер показал наличие алкоголя в выдыхаемом мною воздухе, но я был благополучно отпущен, мне так и хотелось воскликнуть: вот они — реальные плоды полицейской реформы!

Продышаться и подумать

Ведь я не выпивал. Ни за рулем, ни без руля, ни накануне, ни месяц назад. И гаишник понимал, что я трезв. Что до алкотестера — ну мало ли какие сбои может давать техника! В «дополицейские» времена я бы вряд ли отделался легким испугом. А тут — явное проявление уважительного отношения к личности, чего, в частности, реформа и добивалась. 

На третий раз (а всякий раз гаишники были разными) на дружеское предложение инспектора «так, для проформы» дунуть в алкотестер, я его переспросил:

— А нужно ли, тем более что вы явно пользуетесь прибором, который врёт?
— Это простая формальность, — улыбнулся мне инспектор, на всякий случай забрав мои документы.

Я, разумеется, дунул, но уже из спортивного интереса, благо полицейский распечатал одноразовый мундштук.

Чуда не произошло: личный алкотестер полицейского показал 0,7 промилле при допустимых «нулях». То есть, получалось, что я только что махнул стакан водки.
— Ай-яй-яй, — покачал головой инспектор. — Придется, видимо, проходить медицинское освидетельствование.
Как и в предыдущие разы, словно гаишники работали под копирку, он предложил мне выйти из машины, «продышаться» и минут через десять дунуть в его трубку повторно. Для журналиста, которому не чужда правовая тематика, эти десять минут – хороший шанс «срисовать» картинку с натуры и попытаться проследить, что будет дальше. Ведь не случайно патрульная машина (а то и две) забирается в «карман» на съезде с одной оживленной трассы на другую, где пешеходы и потенциальные свидетели не ходят. Не случайно полицейских интересуют в потоке идущих машин иномарки с одиноким водителем. Не случайно возникают личные алкотестеры полицейских. И не случайно они предлагают «походить, подышать», то есть - подумать перед дальнейшими переговорами уже в машине ДПС.

— Поликлиника для освидетельствования здесь недалеко, — говорил, например, мне инспектор, с отличием, видимо, закончивший ускоренные курсы психологической подготовки. — Процедура займет минут десять, и врач вам скажет, что вы пили и ели за последнюю неделю. Ну а потом, понимаете, суд и лишение водительских прав — минимум на полтора года.
Правда, для меня, все эти спектакли заканчивались одинаково на счастливой ноте, стоило мне с «дружеской» беседы перейти на формальности – попросить инспектора действовать в точности по процедуре. Иными словами, я превращался для него в совершенно ненужную головную боль, тогда как время для инспектора – деньги. Надеюсь, что большинство ни с того ни с сего остановленных водителей вели себя так же. Как говорится, жизнь заставляет. А она такова, что под подозрение в пьянстве за рулем у нас может попасть каждый. В том числе трезвенник и язвенник.

Благо (для инспекторов, конечно), далеко не каждый знает, как ему действовать, если поступит предложение подудеть, то бишь, подышать в «дудку» полицейского алкотестера. Хотя обязан ли непьющий человек знать порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения? Наверное, обязан. Но ровно настолько, насколько он обязан знать правила поведения на международной космической станции, если, конечно, зачислен в отряд космонавтов. Правда, в наших реалиях лучше быть хорошо подкованным в этих вопросах. И вот почему.

Читаю, как хочу

По нормативным документам, регулирующим не только процедуру выявления пьяных за рулем, но и действия полицейских, именно стражи дорожного порядка должны разъяснять попавшим под подозрение гражданам весь порядок освидетельствования, не говоря уже о неукоснительном следовании этому порядку. Да вот беда: на практике это далеко не всегда делается. А правила освидетельствования на алкогольное опьянение, в свою очередь, содержат два десятка громоздких и запутанных пунктов, которые легко «запамятовать», если об их содержании не напомнит сам водитель.

Однако даже неукоснительное следование прописанной процедуре оставляет простор для полицейского произвола и коррупционных злоупотреблений. Слишком уж высока «цена вопроса», возникающая в результате намеренных или невольных ошибок как водителя, так и автоинспектора. По закону - это почти гарантированное лишение водительских прав минимум на полтора года. По «договоренности» (средняя ставка Московского региона) – 100 тысяч рублей в карман полицейскому. Здесь хочешь - не хочешь, но и «продышишься», и «подумаешь».

Как театр начинается с вешалки, так, собственно, и первые пункты утвержденного Правительством документа начинаются с абсолютно нелепого перечня «оснований», позволяющих действовать полицейскому произвольно, ни в чем себе не отказывая. Речь – об «основаниях», согласно которым инспектор вправе полагать, что остановленный им водитель находится в состоянии алкогольного опьянения и может быть подвергнут освидетельствованию, в том числе медицинскому.

Это «запах алкоголя изо рта», например. Документ не указывает, с помощью каких методик выявляется запах, не считая инспекторского обоняния. Насколько может быть объективным инспекторский нос? Каковы вообще критерии «запаха алкоголя» и как велики его отличия от запаха, допустим, жевательной резинки или таблетки валидола?

Или вот такое «основание» для проверок – «неустойчивость позы». С помощью чего должен измерять инспектор этот параметр? Как определяется неустойчивость позы и что таковой называть? Только ли способность водителя держаться исключительно на четвереньках или прихрамывание на любимую мозоль тоже подойдет?

Ещё один «признак» алкогольного опьянения – нарушение речи. Что под него подпадает – любой дефект речи, которых сотни, или разговор с инспектором исключительно заплетающимся языком? Документ об этом умалчивает.
Наконец, самый шедевральный критерий правил, позволяющий подвергнуть освидетельствованию на алкоголь любого, у кого при наличии вполне устойчивой позы отсутствуют запахи изо рта, нарушения речи и «изменение окраски кожных покровов лица». Это – «поведение, не соответствующее обстановке». Любой вопрос, заданный инспектору, легко подпадает под этот критерий. Даже вполне безобидный. Всё будет зависеть от тональности голоса и величины его громкости. Точнее, от того, как это пожелает услышать проверяющий. Хотите убедиться, что алкотестер, как того требуют правила, снабжен распечатывающим устройством, клеймом государственного поверителя и свидетельством о точности его показаний? Рискуете нарваться на «поведение, не соответствующее обстановке». Потому что обо всех этих важных параметрах, согласно тем же правилам, инспектор вас может только проинформировать, ничего не демонстрируя. И дуть придется неведомо во что, с неведомо какими результатами. Такова «ценность» правил, в которых много чего ещё несуразного содержится. Несуразного и не заслуживающего доверия.

Кто не пьет, тот ничем не рискует?

Да, верно, тому, кто «не употребляет», совершенно неважно, исходя из чего инспектор будет проводить дальнейшие процедуры. Как неважно, наверное, и то, что для объективного подозрения в нетрезвости водителя инспектор должен быть медиком по образованию. Если не пил, правда восторжествует. Может быть. Ведь это сущие мелочи, что неоднократно полицейский произвол, провоцируемый абы как составленными правилами, становился предметом разбирательства в Верховном Суде с выдачей соответствующих разъяснений. На их фоне убитое водителями время и потрепанные нервы вообще ничего не значат, коли мы привыкли к неуважительному отношению к себе. Вопрос в другом – в заведомо коррупционной ёмкости процедур, к которым полицейских нельзя подпускать и на пушечный выстрел, не говоря уже о том, что такие процедуры следует регулировать законами, а не подзаконными актами. Ибо с какой бы сноровкой эти акты не детализировали отведенные им сферы, они не всегда способны сделать детализацию продуманной. По крайне мере, из-за специфики нормотворческих процессов – у законодателей и у творцов подзаконных документов. Разве «история» с государственным техническим осмотром, который десятилетиями «крышевала» полиция и который у неё, наконец, отобрали, ослабив коррупцию и социальное напряжение в этой сфере, – не показатель эффективности разных видов нормотворчества?

Памятка для водителей, «выжатая» из правил прохождения освидетельствования на алкогольное опьянение:

1. Не вступайте с инспектором в перепалку на предмет возникших у него подозрений, что вы сели за руль нетрезвым.
2. Не «дуйте» в алкотестер без присутствия двух понятых.
3. Если у вас возникли сомнения в том, что используется штатный алкотестер, а инспектор отказывается продемонстрировать распечатывающее устройство, печати государственного поверителя и метрологическую документацию на прибор, в присутствии тех же понятых откажитесь от полицейского освидетельствования и настаивайте на составлении направления на медицинское освидетельствование – опять же в присутствии двух понятых.
4. В медицинском учреждении, где предстоит проходить освидетельствование, потребуйте предъявить лицензию, разрешающую этому учреждению такой род деятельности. Перепишите все основные параметры лицензии.
5. Если результаты медицинского освидетельствования вас не удовлетворят, постарайтесь максимально быстро пройти освидетельствование в другом медицинском учреждении, у которого есть соответствующая лицензия.

Это интересно

Согласно проведенным исследованиям, разговор по мобильному телефону замедляет реакции водителя примерно настолько, насколько они замедляются при средней степени опьянения. При этом совершенно неважно, использует водитель телефонную трубку или говорит по системе «hands free» - «свободные руки». Правила дорожного движения запрещают при езде использовать мобильную связь. Однако санкции за этот проступок – 200 рублей штрафа – позволяют игнорировать запрет, тем более, что полицейские зачастую не обращают внимания на подобное нарушение Правил. Любопытно, что отдельная статистика ДТП, возникающих из-за использования мобильных телефонов, не ведется, в отличие от статистики аварий, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О проекте

Материалы, которые вы прочтете на этом сайте, уникальны хотя бы потому, что ранее они не появлялись в интернете. Главным образом, это коллективный труд большой группы журналистов, специализирующихся на автомобильной тематике и работавших под моим началом в самых разных автомобильных изданиях на протяжении десятка лет. Думаю, здесь вы найдете много любопытного и полезного для себя.
С уважением к читателям и авторам, работавшим со мной, и к тем из них, кого уже нет,
Марат Абдуллаев, ака dunduk-culinar.ru