1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

к 60-летию лучшего "спортсмена" Америки 

рисунок 1

Невероятно, но факт: до начала 50-х годов у американцев, при всей их любви к автомобилям, не было своей настоящей спортивной машины. Поскольку свято место пусто не бывает, в свободную нишу ворвались производители из Старого Света. Присутствие на рынке «Ягуара ХК 120» детройтские «авторитеты» еще терпели, но после появления имевших головокружительный успех относительно недорогих «МG», «Остина-Хили» и «Порше» призадумались.  

 

«Сердцебиение Америки»

 Первым досадный маркетинговый просчет исправила «Дженерал Моторс», имевшая в своем штате такого дизайнера от бога, как Харли Эрл. В 1951 году Эрл, Эдди Коул, который до перехода в «Шевроле» работал ведущим дизайнером и главным конструктором «Кадиллака», а также инженер Боб Маклин представили публике в лучшем нью-йоркском отеле «Улдорф-Астория» прототип «Корвет».

Интерес к диковинной новинке превзошел самые смелые ожидания, а конкурентов она буквально сразила. «Форд», например, в спешном порядке кинулся изготавливать свой аналог в надежде успеть на уходящий поезд. Не вышло - «Тандерберд» был готов к мелкосерийному выпуску только в 1954 году, а «Корвет», претерпевший минимум переделок, поступил в продажу в сентябре 1952 года под громким лозунгом «Это - сердцебиение Америки!»

рисунок2

Первый серийный "Корвет" 1952 года

Главной особенностью новинки был кузов из пластмассы. Казалось, он состоит из двух-трех частей, хотя на деле их было почти полсотни. Несущей конструкцией являлась Х-образная рама, стандартная подвеска «Шевроле» претерпела минимум изменений а 6-цилиндровый 3,8-литровый двигатель мощностью 155 л.с., агрегатировавшийся только с «автоматом», позволял достичь мистически притягивавших американцев 100 миль/ч (160 км/ч). Открытый кузов предлагался только цвета «белое поло» с красным кожаным салоном. Выбор даже по тем временам просто никакой, да и стоил автомобиль 3498 долларов - за популярный полноразмерный седан «Шевроле Бель Эйр» в самом дорогом исполнении «Де Люкс Конвертбл» (кабриолет) просили 2093 доллара. Однако, несмотря на столь потенциально невыгодный дебют, машину рвали из рук: в первый год было продано 315 «Корветов», а за все пятидесятые годы ежегодный объем продаж составлял примерно 10 тысяч.

 Путем мелких ухищрений максимальную скорость «Корвета» довели до 200 км/ч, а серьезная модернизация началась с приходом в «Джи Эм» инженера Зоры Аркус-Дантова, родившегося в Бельгии, сына белорусских эмигрантов. До этого он работал на знаменитом английском «Алларде» и знал толк в спортивном автомобилестроении. Его стараниями к концу 1955 года «Корвет» получил 4,3-литровый, а затем 4,6- и 5,3- литровые V8 с алюминиевой головкой блока цилиндров мощностью 195-360 л.с. Помимо родстера, началось производство купе, а открытое исполнение на заказ поставлялось со съемной жесткой крышей. С 1958 года автомобиль обрел свой знаменитый «четырехглазый» вид. 

«Рыбный день» «Дженерал Моторс» 

Абсолютно новая модель «Стинг Рей» («жало ската») дебютировала в 1963 году, но до этого был обнародован прототип «Мако Шарк» («акула мако»), построенный опять же Эрлом. Как-то во время рыбалки во Флориде, вдоволь налюбовавшись пойманной хищницей, он спросил себя: а почему бы не придать спортивному автомобилю некоторые акульи черты?

рисунок 3

"Корвет Стинг Рей" 1963 года

 В экспериментальной модели Эрл несколько перегнул палку, однако пошедший в серию упрощенный по требованию технологов вариант все равно выглядел, как говорят американцы, на миллион долларов. Особенно хорошо было первое купе с разделенным перемычкой задним стеклом. Но от него пришлось отказаться из-за плохого обзора. Между тем Аркус-Дантов, досконально изучивший заокеанский рынок, предложил для машины 5,3- литровый V8 («шестерки» к «Корветам» никогда больше не примеряли) мощностью 375 л.с., позволявший разогнаться до 228 км/ч, и независимую заднюю подвеску.  С 1965 года на все колеса начали устанавливать дисковые тормоза, появились убирающиеся фары, ставшие отличительной особенностью модели на все времена, модернизированный 6,5-литровый мотор развивал 450 л.с. Стоил новый «Корвет» около 4000 долларов (почти вдвое больше «дредноутообразного» массового «Шевроле Импала») - однако какой уважающий себя янки станет платить большие деньги за автомобиль, как у соседа? Аксессуары вроде колес из магниевого сплава или электрических стеклоподъемников (всего 10 позиций) пользовались повышенным спросом, хотя установка полного комплекта повышала цену в полтора раза. Любопытно, что вследствие сохранявшегося повышенного интереса к импортным «одноклассникам» в Калифорнии, традиционно считающейся индикатором состояния национального рынка, «Корвет» стоил на четверть дешевле, чем на восточном побережье. Демпинг, разумеется, не рекламировался, но на него шли ради увеличения спроса по всей стране - от первоначальных намерений «быть, как «Феррари», в штаб-квартире отказались по вполне резонным экономическим соображениям. 

А в техническом плане сопоставление было вполне правомочно. В 1966 году любители острых ощущений получили двигатель рабочим объемом 7 литров в те же 450 л.с. но с грандиозным крутящим моментом в 554 «ньютона», позволявшим выстреливать с места до «сотни» за 4,8 секунды. Ну а гоночная версия «L 88» развивала 540 л.с. (для сравнения: мотор «Форд Косуорт» на «Лотусе 49Б» чемпиона мира 1968 года в «Формуле-1» Грэхема Хилла выдавал «всего» 420 л.с.). 

Живой классик

 Фундаментальные изменения модели 1968 года связаны с приходом нового главного конструктора Уильяма Митчела, и снова, как в случае с предыдущей моделью, в основу новинки лег шоу-кар «Мако Шарк II». После незначительных доработок автомобиль пошел в серию и выпускался без серьезных изменений 13 лет – срок, по меркам американского потребителя, огромный.

 рисунок 4

"Стинг Рей" третьего поколения, 1968 год

 Как и прежде, модель отличалась на редкость привлекательным дизайном (за зауженный в центре, как у «Кока-Колы», кузов его прозвали «бутылочным») и предлагался в исполнениях купе, тарга и родстер. «Корвет» чаще всего приобретался с 5,7-литровым двигателем мощностью 275 л.с., позволявшим разогнаться до 210 км/ч и достичь 100 км/ч за 9 секунд - вполне достаточно для здравомыслящего человека. Но можно было и оторваться по полной программе с мотором в 7,4 литра мощностью 425 л.с. И надо сказать, что, несмотря на отменный аппетит даже у «слабосильной» версии (до 24 л/100 км) и цену свыше 19 тыс. долларов, спрос на машину был всегда устойчивым и она, наряду с «Кадиллаком», считалась самой надежной и престижной моделью «Дженерал Моторс».

На середину 70-х годов пришлись и самые громкие спортивные успехи, большинство из которых связано с Джолгом Гринвудом, прозванным «мистер «Корвет». Первую гоночную машину он построил и лично вывел на трассу в 1969 году, а в 1972-м его раскрашенный под звездно-полосатый флаг автомобиль выиграл квалификацию в классе «Большой Туризм» в Ле Мане. Пика формы Гринвуд достиг в 1974--1976 годах. Созданный при поддержке шинного гиганта «Гудьир» «Дух Себринга» дважды стал победителем популярнейшего первенства Кэн-Ам. Еще весомее считаются три победы подряд на культовом треке в Дайтоне, добытые в отчаянной борьбе с такими сверхавтомобилями, как «Порше RSR» и «БМВ GSL». Привычный «Корвет» с трудом угадывался в очертаниях этого монстра, на разработку которого ушло свыше полумиллиона долларов. Мощность его 7,6-литрового двигателя перевалила за 700 л.с., а максимальная скорость достигла 400 км/ч. Причем существовала и дорожная версия этого болида, стоившая 35 тысяч долларов.  «Корвет» третьего поколения побил все мыслимые рекорды популярности - мелкосерийная, по меркам «Большой тройки», модель была выпущена в количестве 542 860 экземпляров, а в 1977 году увидел свет полумиллионный «Корвет» вообще. Примечательно, что прислушались к «сердцебиению Америки» не только средние американцы, но и такие их идолы, как Элвис Пресли, Вэл Килмер, Джон Уэйн, Пол Ньюман и, конечно, самый «американский американец» и «главные голубые глаза Голливуда» Клинт Иствуд.

Автомобиль для Джеймса Бонда

рисунок 5

"Корвет" четвертого поколения, 1984 год

Четвертое поколение «Шевроле Корвет» было готово в марте 1983 года, однако глава отделения Роберт Стемплер попридержал его дебют - у суеверных американцев в отелях нередко за двенадцатым этажом следует четырнадцатый, и они не любят начинать новое дело в канун юбилея старого. Машина поступила в продажу сразу как представительница 1984 модельного года и поначалу предлагалась только с кузовом купе с очень приличным коэффициентом аэродинамического сопротивления.  Родстер, отсутствовавший в производственной программе 10 лет, появился в 1986 году. Двигатель, традиционно для знаковых машин Большой тройки, имел два клапана на цилиндр и при рабочем объеме 5,7 литра развивал достаточно скромные 240 л.с. - но при впечатляющем моменте в 447 Нм. Новый «Корвет» оказался столь эффектен, что в 1984 году на него обратили внимание авторы очередного фильма бондианы «Вид на убийство» (ранее «агент 007» «не опускался» до американского автомобиля). Ну а в первый раз «Корвет Стинг Рей» попал на большой экран еще в 1969 году - на нем ездил Том Хэнкс, главный герой оскароносного «Аполло-13».  Разумеется, эти прогрессивные решения вводились постепенно, а в 1990 году «Корвет» стал сопоставим и с европейскими «Гран Туризмо». Модификация «ZR-1» получила «европеизированный» мотор с 4 клапанами на цилиндр, двумя распредвалами и системой распределенного впрыска «Бош» нового поколения, в результате чего мощность без увеличения рабочего объема повысилась до 405 л.с., максимальная скорость возросла с 240 до 290 км/ч, а время разгона до 100 км/ч уменьшилось с 5 до 4,2 секунды. Кроме технических новаций в начале 90-х годов на заводе в штате Кентукки переняли и японские принципы организации производства, вплоть до организации «кружков качества» и покраски пола в белый цвет, дабы исключить саму мысль о грязи. Все эти действия, а не суеверия большого босса, дали превосходные результаты - до 1996 года «сердце» автомобильной Америки сделало 358 180 «ударов».  

«Порше» просят подвинуться

 «Корвет» четвертого поколения даже самые отъявленные критиканы признали бескомпромиссным спортивным автомобилем. Признали на бумаге - за пределами «исторической родины» спрос на него оставался смехотворным. Но вот четыре года назад появилось пятое поколение «Корветов» - и в Европе в 1996 году было продано 500 машин против 100 в 1995-м, а в первый год нового века - 1200. С чего вдруг европейцы забыли о «расовой дискриминации» и проявили интерес к автомобилю не менее американскому, чем долларовая купюра? Ответ «Дженерал Моторс» предложила сформулировать журналистам самостоятельно, устроив тест-драйв на полигоне под Парижем.

рисунок 6

Юбилейная версия "Корвета" пятого поколения, 2002 год

 Новый «Корвет» красив, но это само собой разумеется - дизайн всегда был его сильной стороной. Скомпонован автомобиль по классическому принципу: 5,7-литровый V8 отдачей 344 л.с. приводит через 4-диапазонный «автомат» или 6-ступенчатую механическую КПП задние колеса, причем для достижения идеальной развесовки главная передача объединена с коробкой передач. Насыщенность «Корвета» электроникой - далеко не традиционна для спортивного автомобиля, обычно довольно спартанского. Прежде всего обращает на себя внимание система «Актив Хендлинг II», объединяющая АБС, тракшн-контроль и систему стабилизации курсовой устойчивости. Все они активизируются при включении зажигания и обеспечивают идеальную езду, так сказать, по правилам. То есть недюжинные возможности двигателя в каждый момент времени реализуются таким образом, чтобы и на «змейках» любой сложности, и при пресловутой «лосиной» угрозе (объезд неожиданного препятствия), и на мокрой дороге водитель чувствовал себя уверенно. Это, впрочем, не означает, что «Корвет» нельзя сорвать в занос. Однако для грамотного водителя, желающего, например, пройти поворот с контролируемым скольжением, вмешательство «руководящей и направляющей» электроники - нож острый. А стоит опуститься в великолепное кожаное кресло с регулируемыми посредством пневматики поясничным подпором и боковой поддержкой, греховная мысль об агрессивной езде приходит сама собой. Хочешь горяченького - отключи ПБС, нажми кнопку на консоли еще раз и выруби систему стабилизации, «табу» наложено только на АБС. Но потом пеняй на себя.  Благодаря умной электронике справиться с могучей машиной не так сложно, но без «Актив Хендлинг II», признаться, боязно. О скорости, с которой едешь по треку, остается только догадываться - бросить взгляд на спидометр некогда. Для «Шевроле Корвет» опция «Хед Ап Дисплей», проецирующая его показания на лобовое стекло, весьма полезна. Но если вы абсолютно уверены в себе и купили индульгенцию у гаишников, «топчите» педаль и получите потрясающие ощущения. Я их обрел рядом с профессиональным испытателем, но суть дела от этого не меняется: обгон на скорости под 300 и прыжок с трамплина незабываемы.  Однако и езда с умеренными для этого снаряда скоростями (а он способен набрать «сотню» за 4,7 секунды и разогнаться до 274 км/ч) даже по не блестящим дорогам весьма приятна. «Корвет», несмотря на свою «мускулатуру» (а модификация «Z 06» развивает 385 л.с.), совсем не «табуретка». А с заказным устройством «Магнетик Селектив Райд Контроль», отслеживающим дорожное покрытие 1000 раз в секунду и подстраивающим жесткость амортизаторов в зависимости от его состояния, - совсем здорово. Не «Кадиллак», конечно, но настоящий американский автомобиль, а комфорт для американцев превыше всего.   

В общем, те, кто выбрал «Корвет», не прогадали, а то и выиграли - он процентов на 10--15 дешевле «Порше 911». Корпорация вправе рассчитывать на большее, чем экспорт в 4 тысячи штук при ежегодном объеме производства в 33 тысячи. На пользу торговле пойдут и спортивные победы - автомобиль смог разрушить казавшуюся незыблемой гегемонию «Крайслера Вайпер». Сначала в США, а в то же году и в Ле Мане, где «Корвет» победил в категории «GTS».

 >Кстати, почему "Корвет"?

Французы в XVII-XIX веках называли корветами многоцелевые военные парусники, предназначавшиеся для разведки, посыльной и крейсерской службы. У англичан в 1939-1945 годах быстроходные, легко вооруженные корветы охраняли знаменитые атлантические конвои. На современном флоте они несут вспомогательную службу. Любопытно, что главный дизайнер «Дженерал Моторс» легендарный Харли Эрл, назвавший «корветом» первый и, как оказалось, единственный настоящий спортивный автомобиль Америки, не особо вдавался в этимологию слова. В основе французского «corvette» лежит латинское «corbita», что означает «транспорт». Слово, согласимся, мало подходит для названия скоростной машины. Впрочем, хорошими филологическими познаниями «капитаны экономики» блистали редко, зато дело свое они знали в совершенстве.

Комплектаций больше, чем атомов

Еще в 1966 году физики Йельского университета подсчитали, что поскольку «Шевроле» предлагает 46 моделей легковых автомобилей, 20 различных коробок передач, однотонную окраску в 21 цвет и 9 двуцветных вариантов и 400 видов дополнительного оборудования, то общее число возможных комбинацйй превышает число атомов во Вселенной.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О проекте

Материалы, которые вы прочтете на этом сайте, уникальны хотя бы потому, что ранее они не появлялись в интернете. Главным образом, это коллективный труд большой группы журналистов, специализирующихся на автомобильной тематике и работавших под моим началом в самых разных автомобильных изданиях на протяжении десятка лет. Думаю, здесь вы найдете много любопытного и полезного для себя.
С уважением к читателям и авторам, работавшим со мной, и к тем из них, кого уже нет,
Марат Абдуллаев, ака dunduk-culinar.ru