1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

Рисунок 1 к статье Одиннадцать заплывов Форда Тандербёрд
Этот рекламный плакат с изображением первого Thunderbird публиковался в различных изданиях в мае-июне 1955 года. Публикация сопровождалась слоганом: "6 часов утра. Время Тандербёрда"
Когда какой-либо современной модели дают название некогда прославившегося автомобиля, в этом не стоит усматривать лишь ловкий трюк продавца. Для того, чтобы повторить успех, одной только смены эмблем или шильдиков недостаточно. Нужно, чтобы были традиции, за которыми главное слово в техническом воплощении легенды. Рождение, жизнь, смерть и новое пришествие одного из лучших фордовских творений под названием "Тандербёрд" (Thunderbird)  во многом поучительно. Особенно для тех, за кем будущее нашего, российского автопрома.

Потемкинские деревни Джорджа Уолкера

Появление "Тандербёрда" иногда связывают с непреодолимым желанием "Форда" как-то ответить на ошеломляющий успех "Корвета". Однако на самом деле все было не так, хотя машина действительно появилась всего лишь на два года позже "единственного спортивного автомобиля Америки".
Задумали "Тандербёрд" гораздо раньше, в начале пятидесятых, при несколько забавных обстоятельствах. Приехавший на Парижский автосалон вице-президент "Форда" Льюис Крузо настолько был огорчен видом великолепных европейских родстеров и купе, что не мог не попенять дизайнеру Джоржу Уолкеру. Дабы успокоить босса, Уолкер соврал: "Мы как раз над похожей машиной работаем".


Рисунок 2 к статье Одиннадцать заплывов Форда Тандербёрд
Дизайнер Джорж Уолкер, крестной отец легендарного Thunderbird

К возвращению Крузо в Дирборн пришлось спешно изготовить пяток картонных макетов. Удивительно, но американский вариант "потемкинских деревень" пришелся руководству компании по душе. Последовала команда: развивать проект. Чтобы особо не тратиться, на новинке решили использовать серийные узлы. А в качестве агрегатоносителя использовали обычный седан, укоротив его базу с помощью банального ацетиленового резака.
В итоге получился двухместный родстер со съемной жесткой крышей, в стилистике которого переплетались мотивы американские (панорамное лобовое стекло, массивные клыки бамперов, целостные кромки фар) с итальянскими - решетка радиатора напоминала по форме и текстуре решетку "Феррари". Передняя подвеска была независимой, 8-цилиндровый мотор объемом 4,8 литра развивал 292 л.с. и через 3-диапазонный "автомат" приводил задние колеса. Объявленная на родстер цена была по тем временам внушительной - 3 тысячи долларов (для сравнения полноразмерный "Форд Майнлайн"стоил 1853 доллара). Несмотря на это в первые 10 дней после показа машины на Детройтском автосалоне в феврале 1955 года было сделано 3500 заказов при годовом плане в 10 тысяч.

Рисунок 3 к статье Одиннадцать заплывов Форда Тандербёрд

Thunderbird 1955 года, первый в поколении фордовского бестселлера

Но главной трудностью было придумать название новинке. Вроде ерунда, но помните врунгелевское "как вы судно назовете, так оно и поплывет"? В конкурсе участвовало 5 тысяч соискателей. Наконец, победу признали за молодым стилистом Элденом Джиберсоном, предложившему "Тандербёрд" - "Громовую птицу". Так индейцы Аризоны и Нью-Мексико называли доброго бога, приносящего грозы и дождь. Название помогло выбрать и эмблему - ею стала верхушка тотема в виде орла с огромными крыльями. Джиберсон получил приз - 250 долларов на... покупку костюма, но не смог истратить и половины суммы. Оказалось, что самый шикарный костюм с парой дополнительных брюк стоил тогда всего 95 долларов.

Зачем, сынок, так высоко летишь?

Старт "Тандербёрда" оказался таким удачным, что президент "Форд Мотор" Роберт Макнамара (тот самый, что стал потом министром обороны в правительстве Кеннеди) разработал специальную стратегию, в соответствии с которой модель должна была принципиально обновляться каждые три года. Так что следующий "Тандербёрд" с 300-сильным двигателем и набором хитроумных приспособлений вроде приемника, автоматически регулирующего силу звука в зависимости от наружного шума, появился в 1958 году. На этот раз "Форд" отказался от двухместного варианта в пользу четырехместного, с отдельными сиденьями. И вновь не прогадал. В первый же год удалось продать 55 тысяч автомобилей по цене не менее 4 тысяч долларов за штуку. Причем, "Тандербёрды" 1958 года предлагались как со стационарным жестким верхом "хардтоп" (без боковых стоек), так и с мягким. Дизайн машины был очень оригинальным даже для всеобщей вычурности "детройтского барокко". Так что шаг из спортивного в так называемый "персональный" или "полулюксовый" класс, сделанный "Фордом" оказался верным. Это подтвердил и присвоенный "Тандербёрду" титул "Автомобиль года", которым американские производители очень дорожат.

Рисунок 4 к статье Одиннадцать заплывов Форда Тандербёрд

Thunderbird 1958 года в этом же году был признан лучшим автомобилем  Америки

Общая смена стиля с отказом от бутафорских хвостовых килей и килограммов хрома в декоре в определенной степени случился благодаря "Тандербёрду" третьего поколения. Автомобиль позиционировался на рынке под слоганом "Реактивный снаряд", поэтому с его кузова исчезли обязательные ранее накладки, нос заострился, а большие круглые задние фонари напоминали работающие сопла ракеты. Двигатель остался прежним, как и оснащение, зато появилась невиданнная модификация кабриолета, у которого задние сиденья закрывались пластмассовым кожухом с подголовниками. Псевдоспортивный автомобиль выглядел не менее динамично, чем маленький "Корвет". Правда, это был последний "Тандербёрд", выполеннный в столь стремительном стиле.


Thunderbird - "Реактивный снаряд". Он стал последним "Тандербёрдом", выполненным в подчеркнуто стремительном стиле

Архивное дело

Модель 1967 года вымахала под 6 метров и внешне напоминала типичный двухдверный седан. Вскоре появилась и четырехдверная модификация с открывающимися против хода задними дверями - как у "Линкольна Континенталь". Автомобиль получился аляповатым, но во времена господства "дорожных дредноутов", когда 350-сильный двигатель считался нормой, вся американская "Большая тройка" грешила сомнительными решениями.

Рисунок 6 к статье Одиннадцать заплывов Форда Тандербёрд

Thunderbird 1967 года, четырехдверная модификация. Впоследствии "Форд" вернулся к исключительно двухдверным вариантам

Ощутив некоторый перебор, модель 1971 года изготовили только в двухдверном исполнении. Обладающий базой в 3058 мм и снаряженной массой в 2,1 тонны, V-образной "восьмеркой" рабочим объемом около 7 литров и мощностью 360-429 л.с., новый "Тандербёрд" уступал "Линкольну" чисто номинально, но стоил гораздо дешевле. Существовало даже специальное предложение "он-и-она", по которому за 25 тысяч долларов семейная пара могла купить две машины с полным "фаршем". Но грянувший энергетический кризис спутал фордовцам все карты.



 Между моделью 1971 года и ранними Thunderbird осталось мало общего

В 1975 году компания отказывается от трехлетнего цикла кардинального обновления "Громовой птицы" и ограничивается лишь косметическими новшествами. Поэтому "Тандербёрд" 1977 года с 200-сильным V8, созданный на базе отнюдь не эксклюзивного "Торино Элит" хоть оставался по прежнему флагманом марки, но с "Линкольном" его не сравнил бы и слепой. По существу модель умышленно была переведена из "персонального" в "средний" класс. "Громовая птица" восьмидесятых годов после головокружительных побед в гонках NASCAR (их было 150 в одном только 1982 году) - это исключительно к двухдверный кузов в модном "аэродинамическом" стиле и экономичнымми (по американским, конечно, меркам) моторами. Модель десятого поколения, выпущенную в 1989 году, называли в прессе не иначе, как "американским БМВ". Однако наиболее прозорливые аналитики уже тогда предсказали закат "Тандербёрда". Основную ставку "Форд" сделал на "Таурус", а старый "тотем" решил сдать в архив.

Рисунок 8 к статье Одиннадцать заплывов Форда Тандербёрд

 Предзакатный Thunderbird 1989 года

"Тандербёрд" жив

Говорят, человеческая память сродни компьютерной: она лучше фиксирует последние изменения. Памятуя о фактическом угасании "Тандербёрда", "Форд" на Детройтском автосалоне 1999 года бросил пробный шар в виде некоего концептуального родстера с полузабытой уже птицей на капоте. Мы сами были свидетелями того, как забурлила публика, увидев эту машину. Не будь даже эмблемы на передке, машина индентифицировалось бы однозначно. Овальная решетка радиатора а-ля "Феррари", дополнительный воздухозаборник на капоте, "противотуманки", имитирующие клыки бампера, крыша характерной формы с круглыми окошками "портфольо", большие задние фонари, две хромированные выхлопные трубы... Старина "Тандербёрд"! Однако за сим ретро-мотивы заканчиваются, если не считать классической компоновки привода.

Рисунок 9 к статье Одиннадцать заплывов Форда Тандербёрд
Первая "Громовая птица" была небезупречна. Владельцы жаловались на маленький багажник, плохую вентиляцию, скромное оформление торпедо. Ее дальний потомок оснащен на уровне бизнес-класса, а редкие счастливчики, поездившие на нем, говорят, что динамика и управляемость новинки по крайней мере не хуже культового "Шевроле Камаро" (на "Корвет" фордовцы и не ориентировались). Родстер (жесткая крыша весом около 40 килограммов - опция) с идеальной развесовкой оснащен новейшим алюминиевым 3,9-литровым мотором, имеет все вентилируемые дисковые тормоза с АБС и электронным распределением тормозного усилия по осям, противобуксовочную систему, работающую во всем диапазоне скоростей, полностью независимую подвеску со стабилизатором поперечной устойчивости, усилитель руля переменной производительности. Кузов несущий, а необходимую жесткость ему обеспечивает подобие хребтовой рамы и три Х-образные распорки - две в днище, одна - за сиденьями.
С этого года он пошел в серию, причем, "традиционно", по достаточно высокой цене. Вместе с тем не было никаких сомнений, что весь запланированный на этот год "тираж" в 25 тысяч экземпляров раскупят до начала производства.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О проекте

Материалы, которые вы прочтете на этом сайте, уникальны хотя бы потому, что ранее они не появлялись в интернете. Главным образом, это коллективный труд большой группы журналистов, специализирующихся на автомобильной тематике и работавших под моим началом в самых разных автомобильных изданиях на протяжении десятка лет. Думаю, здесь вы найдете много любопытного и полезного для себя.
С уважением к читателям и авторам, работавшим со мной, и к тем из них, кого уже нет,
Марат Абдуллаев, ака dunduk-culinar.ru